ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ

ОСВЯЩАЕТСЯ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ НЕ ВЕРБА, А ХРИСТИАНИН, ДЕРЖАЩИЙ В РУКЕ ВЕРБУ
На богослужениях практически невозможно услышать что-либо о священных событиях в прошедшем времени, к примеру, что Господь входил в Иерусалим. Реже можно услышать, что Он «восшел в Иерусалим», но чаще всего — «входит», и причем «днесь», сейчас. В душах людей евангельские события переживаются каждый раз по-новому. Поэтому и приносят вербы в храм, стоят с ними во время богослужения, чтобы показать, что и мы приветствуем Господа как своего Царя и Мессию.
К сожалению, эта прекрасная традиция со временем была переосмыслена в категориях внешней обрядности. Если богослужебные тексты весь акцент делали на «Грядущем во имя Господне» — Христе и людях, Его встречавших, то народная традиция весь смысл праздника свела к освящению вербы. Приносить в храм вербу (а, вернее, уносить из храма), получается, уже нужно не для того, чтобы засвидетельствовать перед Господом свою любовь, а для того, чтобы запастись хорошим оберегом. Из года в год повторяется одна и та же история: на протяжении дня, когда праздничная Литургия уже давно закончилась, в храм заходит множество людей с вопросом: «А где здесь раздают вербу?» Вербы не жалко, но почему-то всегда от этого становится грустно.
В книжечках и устных беседах можно встретить множество советов, что делать с вербой, куда ее ставить, сколько лет хранить, даже в каких случаях желательно съесть вербную почку. Люди надеются получить от вербы помощь, ведь верба освященная. Но если разобрать текст молитвы, то окажется, что в ней нет ни одного слова о том, что освящается верба, ее смысл сводится к фразе: «… и нас, по подражанию онех (т.е. нас, в подражание людей, встречавших Господа ветками), в предпразднственный сей день, ваия и ветви древес в руках носящих, соблюди и сохрани». Оказывается, что, в первую очередь, объектом освящения Церковь видела не вербу, а самого человека. В Требнике — сборнике священнических молитв, содержащем последования Таинств и обрядов — даже нет указания окроплять вербу святой водой. Это указание есть в Служебнике — книге, содержащей последования Литургии, вечерни, утрени, но там оно появилось уже позже, как отображение установившейся практики.
Сейчас мало кто осмелится нарушать традицию освящения вербы, но забывать внутренний смысл этого обряда мы не имеем права. Нельзя все свое внимание сосредотачивать лишь на внешнем, забывая о главном: куда идет Господь и ради чего. Верба может (и должна) приносить благословение, но важно не сколько ждать от нее чуда, сколько задуматься о том, что ждет от нас Господь. Пусть эти мысли чаще приходят нам, когда взгляд падает на веточку засохшей вербы.
Молитва на освящение вербы в церкви именуется молитвой на благословение ва́ий (пальмовых ветвей)
Текст молитвы на церковнославянском:
«Господи, Боже наш, седя΄й на Херувимех, возставивый силу и пославый Единороднаго Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, да спасет мир Крестом и погребением и Воскресением Своим, Егоже ныне пришедше во Иерусалим на вольную страсть, людие, седя΄щии во тьме и сени смертней, приемше зна́мения победы — ветви древе́с и ва́ий, финик, Воскресение предвозвести΄ша. Сам, Владыко, и нас, по подражанию о́нем в предпразднственный сей день ваия, и ветви древе́с в руках нося΄щих, соблюди, и якоже о́нии народи и дети, осанна Тебе принося΄щих, сохрани, яко да и мы в песнех и пениих духовных сподобимся достигнути животворящаго и тридневнаго Воскресения, во Христе Иисусе, Господе нашем, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.»
Текст молитвы на современном русском языке:
«Господи Боже наш, Восседающий на херувимах! Ты воздвиг Силу — Своего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он Своим крестом, погребением и воскресением спас мир. И когда Он, явившись для этого, шел в Иерусалим на добровольные страдания, то народ, пребывавший во тьме и смертном мраке, взявши пальмовые и других деревьев ветви, как символы жизни, возвещал ими о воскресении. О, Владыка, Ты Сам сохрани и сбереги и нас, подобно им носящих в руках в этот предпраздничный день пальмовые и других деревьев ветви; и, сохраняя нас, удостой, чтобы мы с пением духовных песней и песнопений, как и те народы и дети, воспевающие Тебе «Осанна», встретили Тридневное Животворящее Воскресение во Христе Иисусе, Господе нашем, с Которым благословен Ты вместе с Пресвятым, Всеблагим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».
https://sueverie.net/osvyashhenie-verby.html
Как подготовиться к первой исповеди
«Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1: 15) — с этих удивительных слов началась проповедь Иисуса Христа. Покаяние — величайшее чудо преображения, возможность пересмотреть прошлое и начать новую жизнь, разрушение преграды между Богом и человеком, воздвигнутой грехом — отныне всё это дается даром всякому верующему во Христа.
Что нужно, чтобы покаяться и получить новую жизнь с Богом?
Для начала нужно честно сравнить свой образ жизни с Божественными заповедями, заметить не соответствие замысла Божьего о человеке и нашей жизни. Покаяние начинается только тогда когда человек замечает в себе недостатки. Те поступки, мысли и чувства, они не совершенны или если уж совсем честно приглядеться порой совсем бесчеловечны. Но знание грехов — это еще не покаяние. Решимость не повторять, внутренняя готовность отказаться от греха, каким бы он не был привлекательным и какие бы не находились аргументы в «защиту» — это наверное одно из главных условий искреннего покаяния. Далее нужно:
  • Осознать безобразие, гибельность и неправду совершенного греха.
  • Отвергнуть все попытки самооправдания и признать свою вину (мы словно совершаем суд над собой, своей жизнью и на этом суде мы не адвокаты обвиняющие других в своих же ошибках, а скорее прокуроры)
  • Дойти до твердой решимости примириться с Богом и больше не грешить. Молиться о прощении и помощи в деле самоисправления.
  • Исповедовать грехи перед священником в Таинстве Покаяния и получить разрешение.
  • Если грех привел к ущербу ближнего, нужно постараться еще до исповеди загладить этот вред (вернуть украденное, помириться с тем, кого обидел и т.п.).
  • После — приложить все усилия дабы не повторять сказанного на исповеди, а лучше покрывать совершённый грех противоположной ему добродетелью.
Таинство исповеди у нас в храме
В нашем храме исповедь совершается  во время  богослужения (суббота вечер с 15-00, в воскресение с 8-00), вы также всегда можете договориться со священником об исповеди в другое время. Это особенно актуально, если в данный момент у священника нет возможности уделить вам необходимое время из-за большого количества людей. Во время исповеди вы должны назвать свои грехи (можно написать их в записке), не вдаваясь в излишние подробности, но и не скрываясь за общими формулами. На исповеди неуместно рассказывать о чужих грехах, решать какие-либо мирские вопросы, а также пытаться себя оправдать — оправдать нас может только Бог, при условии нашего искреннего покаяния и веры во Христа, спасшего нас Своей Смертью и Воскресением.
А что если грехов нет?
Этот вопрос может возникать по двум разным причинам. Чаще всего мысль о собственной безгрешности бывает проявлением духовной слепоты и гордыни — молитесь, чтобы Бог избавил вас от этого страшного состояния и дал вам увидеть ваши грехи. Но бывает и так, что человек с Божией помощью исправил свою внешнюю жизнь, покаялся в старых грехах и на данный момент грехов не совершает, но не знает, что делать дальше. Такая внешняя безгрешность, по сути, является нормальным состоянием христианина, однако, это состояние всё же весьма далеко от совершенства. После исправления внешней жизни должен начаться следующий, намного более трудный этап — очищение сердца, результатом чего должна стать совершенная внутренняя чистота и полная свобода от греховных мыслей. Эта чистота и является, в свою очередь, условием для достижения высшей цели нашей жизни — богообщения. «Блаженны чистые сердцем, — говорит Евангелие, — ибо они увидят Бога» (ср.: Мф. 5: 8). Чистота сердца достигается длительной и трудной, но приносящей удивительную радость работой по искоренению в себе греховных привычек и страстей и по насаждению всех добродетелей, в чем да поможет нам Бог.
Небольшой итог: если вы решились на первый шаг примирения с Богом (не потому, что мама или бабушка попросили, не от того что болею, все плохо в жизни),то первое что вам посоветуем — рассмотреть свою жизнь либо от момента крещения, либо (если оно было до 7 лет) с момента когда человек уже берет ответственность (в определенной степени) за свои поступки, мысли и чувства — примерно с 7 летнего возраста. Взглянуть на себя честно, правдиво и конечно используя СОВЕСТЬ, она не обманет и подскажет вам не лицемерно о ваших ошибках. И уже это можно записать на бумагу — в чем вас совесть упрекает. Эта записка поможет вам, ведь вы можете забыть, переволноваться и т.п. Только подробности здесь неуместны («пошла в магазин и там толкнули.. встретила подругу — разболтались и осудили») так как в вашем пересказе Бог не нуждается — он видел сам момент греха, да и в этом многословии вы можете сказать, что по каким то причинам (или из-за соседки, мужа, начальника…) вы совершили тот или иной проступок.
Ну и после того как вы записали то о чем «болит» совесть, душа можно обратится к литературе. Мы советуем вам эти несколько книг:
  1. «Опыт построения исповеди»
  2. «В помощь кающемуся»
10 заповедей
1. Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов кроме Меня
Грехи: атеизм, язычество, суеверия, ереси, магия, астрология, хождение к «бабкам» и целителям, экстрасенсам, участие в сектах, участие в нехристианских ритуалах и праздниках, отречение от веры, отчаяние, любовь к вещам или людям больше, чем к Богу
Добродетели: богопознание, вера в Бога, надежда на Него и любовь к Нему, молитва, благодарение и славословие Бога, открытое признание своей веры, проповедь истинной веры
2. Не делай себе идола и изображения, не поклоняйся им и не служи им
Грехи: идолопоклонство, ношение амулетов, знаков зодиака, хранение в доме идолов и языческих изображений (домовых, фигурок фен шуй и т.п.), духовное идолопоклонство: чревоугодие, сребролюбие, гордыня и тщеславие
Добродетели: изучение православия, чтение духовной литературы, Священного Писания для правильного понимания Бога
3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно
Грехи: божба, богохульство, кощунство, сквернословие, невнимательная молитва, лень к чтению Библии и богопознанию
Добродетели: благоговение, страх Божий, непрестанная память о Боге, изучение Священного Писания
4. Шесть дней работай, а день седьмой — суббота Господу Богу твоему
Грехи: пропуск воскресного богослужения, работа в праздники, тунеядство, нарушение постов, установленных Церковью
Добродетели: соблюдение церковного ритма жизни, постов и праздников, а также домашнего молитвенного правила
5. Почитай отца своего и матерь свою
Грехи: оскорбление родителей, не почитание их и не поминовение на молитвах, не почтение к старшим, ругань на священство и власти
Добродетели: почтение к старшим (родителям, учителям, начальству, властям и священству), повиновение им, попечение о них
6. Не убивай
Грехи:колким словом, взглядом, пожеланием зла, убийство (в том числе аборт), самоубийство (мысли о нем), вредные привычки, отказ в помощи больному, желание смерти, ненависть, гнев, драки, а также соблазн, т.е. убийство души
Добродетели: кротость, справедливость, милосердие, помощь нуждающимся, любовь к ближним
7. Не прелюбодействуй
Грехи: плотская любовь вне законного брака, супружеские измены, рукоблудие, смотрение непристойных изображений и фильмов, пошлые шутки и разговоры
Добродетели: супружеская любовь и верность, забота о семье, воспитание детей, храниение зрения, слуха, плоти от нечистоты, целомудрие
8. Не воруй
Грехи: грабеж, воровство, присвоение денег или имущества обманом, обвес покупателей, ростовщичество, неисполнение обязанностей по работе, вымогательство, взяточничество
Добродетели: бескорыстие, честность, трудолюбие, милостыня
9. Не произноси на другого ложного свидетельства
Грехи: ложь, клевета, злословие, сплетни, укоры, осуждение
Добродетели: обуздание языка, справедливость, снисходительность, добрый совет
10. Не желай чужого
Грехи: зависть, недовольство своим положением, ропот на людей и на Бога
Добродетели: сорадование (радость о благе ближнего), благодарение Бога за всё
Если вы решили причастится…
«Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его,
то не будете иметь в себе жизни.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную,
и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6: 53-54).
Причастие Тела и Крови Христовых является самым главным Таинством Православной Церкви. Без преувеличения можно сказать, что именно ради этого Церковь существует. Это Таинство Христос установил накануне Распятия во время Своего последнего пасхального ужина с учениками («Тайной Вечери»). Во время этой вечери Господь взял хлеб, преломил его и подал ученикам, говоря: «Примите, ешьте, это Тело Мое, которое за вас предается», после сего Он взял чашу с вином и сказал: «Пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». По слову Господа, хлеб и вино стали Его Телом и Кровью. Совершив это, Господь сказал: «Сие творите в Моё воспоминание». С тех пор это великое и страшное Таинство совершается для нас на каждой Литургии, и мы, вместе со святыми апостолами, вкушаем под видом хлеба и вина Тело и Кровь Спасителя.
В этом Таинстве мы встречаемся с Самим Богом так близко, как никто не мог бы и представить себе, а приближаясь к Богу, мы приближаемся к огню, который может согреть, но может и обжечь или даже спалить дотла. Встреча с Богом необходимо предполагает Божий суд над человеком. Поэтому приступать к Чаше нужно с особым благоговением, «со страхом Божиим, любовию и верою». Для Причастия необходимо соблюдение следующих условий:
  1. Вы должны быть крещены в Православной Церкви и иметь православную веру. Причастие невозможно для человека, сознательно отвергающего те или иные догматы христианского вероучения. Если Вы не знаете, крещены Вы или нет, или не уверены, что Вас правильно крестили (например, если Вас крестили какие-нибудь бабушки), обратитесь к священнику для решения этого вопроса.
  2. К Богу следует приходить с чистой совестью – т.е. очищенной в покаянии, поэтому перед причастием необходима исповедь .
  3. Для того чтобы помочь нам настроиться на нужный лад, Церковь установила особые правила подготовки к Причастию: пост (обычно три дня), во время которого не едят яиц, мясных и молочных продуктов, и молитвенное правило, состоящее из Последования ко Святому Причащению и трех канонов – Господу, Божией Матери и Ангелу Хранителю. Все эти тексты есть в книге «Молитвослов». В день Причастия с полуночи ничего не едят и не пьют. По обоюдному согласию воздерживаются от супружеских отношений. Помимо этого пост не только воздержание плоти, но и внимание к душе (богомыслие, воспоминание грехов, совершение дел милосердия, трудолюбие и т.п.). Не следует в дни подготовки большое время уделять развлечениям и праздности (телевизор, вечеринки и тд).  Если Вы по тем или иным причинам не можете исполнить все эти правила, решите этот вопрос лично со священником.
Предполагается, что причащение совершается не только многодневными постами (4 раза в год), оно должно быть как можно чаще. Участие в Божественной литургии как раз и подразумевает принятие Тела и Крови Христвых, а не только лишь молитву. Жизнь христианская — это жизнь богочеловеческая, поэтому невозможно быть христианином вне реального общения с Богом. Без причастия великое дело нашего Спасения, совершенное Иисусом Христом, остается для человека практически пустой абстракцией, а Сам Бог — лишь чуждой и страшной силой. При этом, конечно, невозможно богообщение, к которому мы призваны, и в котором в одном мы можем найти подлинное блаженство и смысл нашей жизни.
Божественная Литургия – богослужение, за которым происходит Таинство Причастия, – это центр богослужебной жизни Православной Церкви.

Просмотров (389)